Урок №4
Тема: Предложение и слово. Ягоды. Домашние заготовки.
Цель: Закрепить у детей умение работать с предложением, состоящим из трех слов.
Оборудование: Предметные картинки, карточки с изображением точки.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Артикуляционная гимнастика.
Ребенок катает грецкий орех между ладонями (по кругу), приговаривая: Я катаю мой орех, Чтобы стал круглее всех.
Развитие речевого дыхания
На одном выдохе — усиление и ослабление звука (упражнение «Гудок» — гудок приближается и удаляется: м-м-М-М-м-м). Логопед предлагает ученикам назвать по три слова, одно из которых обозначает предмет, второе — действие, третье — признак, и поставить вопрос к каждому слову.
Подними руку
А. Подними руку, когда услышишь звук [к] в слогах: КА, РО, КУ, МИ, КО.
Б. 1. Подними руку, когда услышишь слово со звуком [р]: РАБОТА, ЛАЙКА, ЛОБ, РОТ, ЛУК, РУКИ.
2. Покажи сначала картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звук [р], а потом картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звук [л] РАК, РАМА, РОЗА, ПАЛАТКА, ПИЛА, ЛАНДЫШ, РУКА, ЛОДКА.
Словарь
Существительные:
А. Клубника, смородина, крыжовник, малина, черника, брусника, клюква, земляника, компот, варенье.
Б. Морошка, рябина, голубика, костяника, сироп, маринад, соленье, джем, желе, салат.
Глаголы: А, Б. Варить, резать, рубить, квасить, консервировать, солить, мариновать, сушить.
Слушай внимательно.
Шепотом за экраном (либо ребенок слушает, закрыв глаза) взрослый дает ребенку какое-нибудь поручение, которое тот должен выполнить.
Продолжи предложение.
В огороде выросло много... (огурцов, моркови...). В лесу собираем... (чернику, бруснику...). В саду растут... (яблони, груши...).
1. Как ты понимаешь пословицы?
Осень — запасиха, а зима — подбериха. Готовь сани летом, а телегу — зимой.
2. Что лишнее и почему? Лишний предмет обведи в кружок. II. Работа с предложением, состоящим из трех слов. Логопед дает ученикам задания:
1) Составьте предложения из трех слов по картинкам и вопросу: Что дают домашние животные человеку?
Логопед выставляет картинки, изображающие домашних животных, например корову, козу и т. д. Учащиеся отвечают на возрос предложением из трех слов, например: Корова дает молоко.
2) Вставьте в предложение пропущенное слово.
Логопед называет часть предложения и ставит в известность учеников, что пропущено первое, второе или третье слово. Ученики вставляют подходящее по смыслу слово. Затем предложение произносится полностью. ... вьют гнезда. Птицы ... гнезда. Птицы вьют ... . Рыбаки ... рыбу. ... ловят рыбу. Рыбаки ловят ... . Кролик ... морковку. ... грызет морковку. Кролик грызет ... . Кошка ... молоко. Кошка лакает лакает молоко. Лесорубы рубят рубят лес. есорубы ... лес. Гусеницы поедают ... . Гусеницы ... капусту. ... поедают капусту. Птицы ... гусениц. ... поедают гусениц. Птицы поедают .... 3) Поднимите точку, если предложение закончено.
Логопед читает предложения, учащиеся поднимают карточку с изображением точки, обозначая конец каждого предложения.
Привезли кирпич. Рабочие разгрузили машины. Приготовили раствор. Каменщики кладут кирпичи. Разнорабочие подносят раствор. Началось строительство.
Что вам помогло определить конец предложения? (Ваша интонация.) Где производятся такие работы? (На стройке.) Как можно озаглавить рассказ? (Началось строительство. На стройке.)
III Итог занятия.
|