Приветствую Вас Гость | RSS
Авторизация
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Урок №1

Тема: Речь и предложение. Ранняя осень. Грибы.
Цель: Дать понятие ученикам о предложении.
Оборудование: Сюжетные и предметные картинки, схема предложения, карточки с графическим изображением слов — предметов, действий, признаков.
Ход работы.

I. Организационный момент.
Упражнение 1
Массаж (или самомассаж) подушечек пальцев (на каждую стихотворную строчку — разминание подушечки одного пальца).

Вылезли на кочке: мизинец
Мелкие грибочки: безымянный
Грузди и горькушки: средний                    правая
Рыжики, волнушки: указательный               рука
Даже маленький пенек: большой
Удивленья скрыть не мог: большой
Выросли опята: указательный
Скользкие маслята: средний                      левая
Бледные поганки: безымянный                    рука
Встали на полянке: мизинец

 
Вызывание длительного выдоха
Ребенок дует на игрушки типа «Флюгер», «Мельница», «Воздушный аквариум» и т. п.
Подними руку
А. Подними руку, когда услышишь голос. Взрослый произносит гласные звуки [а], [о], [и], [у],
[э], [ы], [о] вслух и шепотом (вразбивку). Ребенок должен поднять руку только тогда, когда
услышит голос.
Б. Подними руку, когда услышишь гласный звук [а]. Взрослый произносит ряд звуков: [в], [г],
[п], [а], [м], [ш], [о], [а], [д] и т. д. Ребенок поднимает руку только тогда, когда слышит
звук [а]. Аналогично — со звуком [о].
Где стучали?
Ребенок сидит с закрытыми глазами, а взрослый стучит чем-нибудь в любом месте. Ребенок должен показать место, откуда слышался звук.
 
II. Работа с предложением.
Логопед называет предложение Девочка читает сказку, затем задает вопросы ученикам:
Вам понятно, что я сказала? (Понятно.)
Про кого вы узнали? (Про девочку.)
Что вы узнали про девочку? (Девочка читает.)
Что она читает? (Сказку.)
Логопед называет три слова, не связанных между собой грамматически, например: мальчик, рисовать, кошка, затем выясняет, понятно ли им то, что она хотела сказать. (Не понятно.) Тогда логопед говорит, что им было не понятно, так как она назвала три слова, между которыми не было согласия. Эти слова не составили предложение. Попробуем подружить эти слова.
Логопед произносит предложение Мальчик рисует кошку и задает вопросы учащимся:
О ком вы узнали? (О мальчике.)
Что вы узнали о мальчике? (Он рисует.)
Кого мальчик рисует? (Кошку.)
Логопед. Слова стали жить в согласии, получилось предложение. А теперь попробуйте сделать вывод. Когда получается предложение? (Предложение получается тогда, когда слова живут в согласии.)

III. Составление предложений.
Логопед предлагает ученикам рассмотреть картинки и соста¬вить по ним предложения из двух слов, поставить вопрос к каждому слову в предложениях и ответить на него.
Образец: Корова мычит. Кто? — Корова.— Что делает? — Мычит.
Графическое изображение предложения.
Разбирается предложение Корова мычит.
Логопед. Что обозначает первое слово в этом предложении? (Предмет.)
Как мы изображали эти слова графически? (Одной прямой чертой.)
Что обозначает второе слово? Как его изобразим? (Действие, двумя черточками.)
Логопед на доске дает графическое изображение предложения, ученики — в тетрадях.
Логопед. Начало предложения покажем уголком, а конец обозначим точкой.
Затем спрашивает:
Что обозначает уголок? (Начало предложения.)
Что обозначает точка? (Конец предложения.)
Как покажем начало предложения? (Уголком.)
Как покажем конец предложения? (Точкой.)
Логопед предлагает составить предложение из двух слов, от¬вечая на вопрос, и начертить схемы предложений в тетрадях. (Работа проверяется в ходе выполнения задания.)
Вопросы.
Кто учит? Что идет? Что делает врач? Кто строит? Что гремит? Что делает певец?
Кто шьет?         Что шумит?        Что делает повар?
Кто метет?       Что сверкает?     Что делает охотник?
Кто стрижет?   Что бурлит?        Что делает штукатур?
Кто пашет?      Что бушует?       Что делает художник?

Словарь
Существительные:

А. Боровик, подосиновик, подберезовик, мухомор, масленок, сыроежка, гриб, ножка, шляпка, лес, поляна, мох, пень, корзина.
Б. Лисичка, опенок, моховик, груздь, рыжик, волнушка, поганка, грибница, чаща, лукошко, грибник.
Глаголы:
А. Расти, собирать, готовить, резать, сушить, солить, мариновать.
Б. Стоять, прятаться, краснеть, вырастать, заблудиться, аукать.
Прилагательные:
А. Белый, красный, рыжий, маленький, старый, съедобный, несъедобный, червивый.
Б. Грибной (дождь, лето, поляна, год), рыхлый (о грибе), дружные (опята).
Наречия: А, Б. Рядом, далеко, близко.

Назови один — много
Один гриб — много грибов;
одна лисичка — ...
одна шляпка — ...
один пень — ...

Объясни словечко
Подосиновик, боровик, сыроежка, поганка, подберезовик, моховик, мухомор, рыжик. (Обратите внимание ребенка на то, что данные слова как бы сами себя объясняют.)

IV. Итог занятия.
Логопед. Что нового вы узнали на занятии?
Поиск

© 2010-2014 "RICh"