Приветствую Вас Гость | RSS
Авторизация
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Урок №2

Тема. Речь и предложение. Ранняя осень. Овощи.
Цель. Повторение материала предыдущего занятия. Учить детей различать понятия «слово» и «предложение», правильно согласовывать в числе глагол с именем существительным.
Оборудование: Карточки со схемами слов и предложений.
Ход занятия.

I. Организационный момент.
Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

Массаж (или самомассаж) фаланг пальцев (на каждый ударный слог — разминание фаланги одного пальца; направление массажных движений — от ногтевой фаланги к основанию пальца).

Вырос у нас чесночок, указательный
Перец, томат, кабачок, средний
Тыква, капуста, картошка, безымянный
Лук и немножко горошка. мизинец
Овощи мы собирали, мизинец
Ими друзей угощали, безымянный
Квасили, ели, солили, средний
С дачи домой увозили. указательный
Прощай же на год, большой палец левой руки
Наш друг — огород! большой палец правой руки

Развитие речевого дыхания
Ребенок делает вдох носом, выдох — ртом.

Задание на различие звуков речи. Подними руку
А. Подними руку, когда услышишь слово со звуком [а]: МОХ, МУЖ, МАК, МОЙ, МАЙ. Подними руку, когда услышишь слово со звуком [о]: РАК, РОГ, РАЙ, РОЙ, БОК, БАК. Назови 1-й звук в словах: АНЯ, АСЯ, ОЛЯ, АЛЛА.
Б. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [ж]. Взрослый произносит ряд звуков: [о], [и], [р], [ж], [м], [с], [к]... Ребенок хлопает в ладоши только тогда, когда слышит звук [ж]. Аналогично — со слогами: РО, КО, ЖО, МО, ЛА, ЖА, ВА... Аналогично — со словами: ДУБ, ЖУК, ДАР, ЖАР.
Логопед предлагает ученикам придумать и назвать два слова, из которых первое обозначает предмет, второе — действие предмета, и составить предложение из этих слов. Составленные предложения оцениваются учениками.

II. Повторение материала предыдущего занятия.
Логопед дает задания:
1) Составьте предложение из двух слов так, чтобы первое слово
означало предмет, а второе — действие предмета. Каждое предложение изобразите графически.
птица, лететь; звезда, падать; рыба, плавать; теплоход, гудеть;
дождь, идти; дверь, скрипеть; ветер, дуть; листья, опадать; орлы,
парить; кузнечик, стрекотать; бабочки, порхать; кукушка, куковать
2) Составьте предложение из двух слов так, чтобы первое слово
обозначало действие предмета, а второе — предмет. Каждое предложение изобразите графически. (Использовать лексический материал предыдущего задания.)

III. Дифференциация понятий «слово» — «предложение».
Логопед называет два слова пчела, жужжать и спрашивает учеников: Что я назвала? (Два слова или слова.) Затем называет предложение Пчела жужжит. Что я назвала? (Предложение.) Как вы догадались, что в первом случае я называла - слова, а во-втором — предложение? (В первом случае слова не дружили. Между ними не было согласия. Во втором — слова подружились и стали жить в согласии).

IV. Работа со схемами слов и предложений.
На доске схемы двух слов, где первое слово обозначает предмет, второе — действие предмета.
Логопед. Что изображено на доске? (Схемы двух слов.),что обозначает первое слово? Второе слово? (Предмет, деиствие.) Что вам помогло правильно определить значение изображенных слов? (Их графическое изображение.)
Логопед на доске чертит схему предложения из двух слов и за¬дает вопросы ученикам:
Что изображено? (Предложение.)
Как вы догадались, что эта схема обозначает предложение? (Начало предложения показано уголком, а конец предложения — точкой.)
Что обозначают первое и второе слова в этом предложении? (Предмет, действие предмета.)
Логопед чертит вторую схему предложения и проводит аналогичную работу.

V. Дифференциация слов и предложений с опорой на схемы.
У учеников по три карточки. На первой изображены схемы двух слов, обозначающих предмет и действие предмета, на двух других схемы предложений, состоящих из двух слов, разных по структуре.
Логопед. Прослушайте слова и предложения, поднимите соответствующую карточку.
Куры, клевать; Кипит молоко; Птицы улетают; Поезд, приближаться; Моросит дождь; Солнце светит; Тучи, надвигаться. Желтеть, листья; Конь скачет; Кружатся снежинки; Болеть, голова; Поднялась пыль.

Физкультминутка.
Подбери пару.

Огурец большой, а кабачок больше. Репа большая, а ... (тыква больше). Бобы маленькие, а ... (горох меньше). Петрушка высокая, а ... (укроп выше).

Сравни пары: капуста и лук, огурец и кабачок.
Ребенок должен ответить, что общего между этими словами и чем они отличаются

VI. Составление предложений по схемам.
На доске схемы двух предложений, разных по структуре. Логопед предлагает ученикам придумать и назвать предложения, которые соответствуют данным схемам. Сказать, что обозначают первое и второе слова в предложении.

VII. Итог занятия.
Логопед. Что вы учились различать? Что помогло вам в составлении предложений? Что вам больше всего понравилось на занятии?

Поиск

© 2010-2014 "RICh"