Организационный момент.
- Наши поэты – вам слово.
- «Здравствуйте!» ты скажешь человеку.
«Здравствуй!» улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.
Класс вопросы.
- А почему после сердечного привета человек не пойдёт в аптеку?
П/о. Потому что здоровым будет. _
-А причём тут здравствуйте?
П/о. Слова «здравствуйте» и «здоровье» почти одинаковое
- Ребята к нам сегодня на урок пришли гости
давайте поприветствуем наших гостей и мысленно пожелаем им крепкого здоровья.
- Пожалуйста. Садитесь. Обратите внимание на посадку.
- Наш девиз:
П/о Учиться будем весело, чтоб хорошо учиться.
- Не будем терять ни минуты – я вас приглашаю на урок русского языка, на котором, мы продолжим путешествие по морю Знаний.
- Открыли тетради, записали число, классная работа
- Ведёт урок .( Правила посадки ) ( Проговаривание)
- Перед вами маршрутный лист нашего путешествия, ознакомтесь с планом
и озвучьте 1 этап работы.
Маршрутный лист
1 Умственная разминка
2 Мои открытия
3 Тендэм
4 Работаем дружно
5 Вместе с друзьями
На 1 этапе для нас предупреждение «Постарайтесь «не пойти ко дну»»
Пусть вам помогут ваша сообразительность, смекалка и те знания , которые вы уже приобрели.
А мы их сейчас повторим.
Подтверди высказывания.
Если
+ согласен
- не согласен
- ( один ребёнок работает у доски)
- Наша речь состоит из предложений
- Слова в предложении связаны между собой по смыслу
- В русском языке 10 гласных звуков ( 6 звуков)
-Слова переносить с одной строки на другую можно
только по слогам
- одну букву нельзя оставлять на строке
Один слог в слове произносится сильнее других
ОН БЕЗУДАРНЫЙ.
-Сочетания жи, ши пишем только с буквой И
Обменялись тетрадями. Взаимопроверка
-Багаж знаний проверили, плывём дальше.
2 этап « Мои открытия»
Итак причаливаем к первому живописному острову
Рассмотрите всё внимательно и расскажите , что вы увидели?
П/о.Здесь живут звуки и буквы Остров разделён на два государства.
У государства звуков герб – ухо, ведь звуки мы слышим. Государство букв имеет герб – глаза, так, как буквы мы видим и пишем.)( Звуковички и город букв)
-Молодцы! Вы правильно отметили разницу между звуками и буквами.
Повторяем алфавит. Слайд
В русской речи, в русской речи
Есть волшебная страна,
Та, которая словами,
Как людьми населена.
Правит ими государь…
По прозванию Словарь.
Минутка чистописания
Для чего мы проводим каллиграфические минутки?
- Какой у нас девиз при письме?
"Красиво писать – красоту творить”.
- Нам на нашем пути встретилось препятствие , Слайд
- Назовите буквы, которые здесь спрятались
П/о П Т К Х Ж Ш
- На какие две группы можно разделить эти буквы
П/о. Буквы которые обозначают парные и непарные согласные звуки
-Запишите буквы, , которые обозначают шипящие звуки,
Дописав ещё две буквы русского алфавита
Щ Ш Ч Ж
Напишите строчку до конца , буквы в цепочках можно менять местами
-Писать нужно всегда аккуратно, красиво, а главное –
. Писать всегда нужно с уважением к тем, кто будет читать ваше письмо
-ТРАНСКРИПЦИЮ СЛОВ Ср.: жил [жы́л], шёл [шо́л] – лучом [луч’о́м], Щорс [Щ’о́рс].
- Ребята, кто догадался какая тема нашего урока, просигнализируйте.
- Давайте настроимся на серьёзную работу. Для этого выполним логическое упражнение. Слушайте внимательно:
- Сформулируйте задачи урока:
закреплять умения … (писать гласные после шипящих согласных)
обогащать … (словарный запас)
развивать … (фантазию, умение делать выводы)
воспитывать … (бережное отношение к природе)
- Эти шипящие приносят нам такие хлопоты.
- Как вы думаете, почему?
- А ответить нам на этот вопрос поможет наша знакомая королева орфография
Слайд. В древнерусском языке все шипящие звуки были мягкими. В дальнейшем в литературном языке [ж] и [ш] отвердели, а [ч’] и [щ’] остались мягкими. Поэтому независимо от того, какая гласная буква следует за буквами ж, ш, ч, щ, звуки [ж] и [ш] произносятся твёрдо, а звуки [ч’] и [щ’] – мягко.
Поэтому, чтобы не было путаницы надо хорошо знать орфограммы.
- А орфограммы – это правила.
- Это в жизни пригодится? Где?
- Грамотно писать слова, в письменной речи.
- Давайте попробуем объяснить эту орфограмму. Произнесите слоги жи, ши
- Какой звук слышим в конце?
- А почему пишем букву И? (т.к. у букв Ж, Ш нет пары по твёрдости-мягкости, они дают всегда твёрдый звук)
ЧА, ЩА, ЧУ, Щу( у букв Ч,Щ нет пары по твёрдости- мягкости, они всегда дают мягкий звук)
Проверим себя по учебнику не забыли ли мы эти правила
Работа с учебником.
Открываем учебник помним истину.
Я весёлая закладка
Я весёлая закладка
Я нужна вам для порядка
Зря учебник не листай
Где закладка там читай.
Читаем. Сигнализируем.
Упр 84 Прочитай скороговорки
-Выберите понравившуюся вам скороговорку и выполните задание.
Потренируйтесь в её произношении
Для чего нам нужны скороговорки?
Какие выписали слова?
Наш друг словарик приглашает нас в
« Лексический музей», где он нас познакомит
с правописанием трудных слов.
Слайд Жюри, ….
Мастер слогов
Мастер ударения
Упр 86
- Прочитайте стихотворение.
О каком времени года говорится в каждом из них?
Следующий этап нашей работы « Тендэм»
- Помним истину
Жить на свете очень трудно
Без подруги или друга
«Выполняем « Задание для товарища»
1 Внимание выполняем
2 Взаимопроверка
3 Помощь группы
4 Отчёт о работе.
Вот вы ребята себя сами и проверили,
Сколько раз вам захотелось написать так, как слышится?
Создадим « ……» чтобы не допускать ошибки
«Мини – проект»
А сейчас мы отправляемся в тренажёрный зал
И тренируемся в правописании буквосочетаний Жи Ши Ча Ща Чу Щу
Работа с учебником.
Я весёлая закладка